Занятие № 4
Педагогическое мастерство в деятельности учителя
Форма занятия: практикум
На занятии вы:
· ознакомитесь с основными компонентами педагогического мастерства, его основами;
· определите роль и место педагогической техники в структуре педагогического мастерства;
· выявите сущность и содержание педагогической техники и ее связь с актерским мастерством;
· приобретете умение коллективной дискуссии.
Подготовка к занятию
1. Ознакомьтесь с темой «Педагогическое мастерство» (приложение 1 и обязательная литература).
2. Будьте готовы на занятиях привести примеры деятельности педагогов-мастеров из своего школьного опыта.
3. Ознакомьтесь с методикой проведения «круглого стола».
«Круглый стол»
Назначение метода – развитие умения коллективной дискуссии, мышления, навыков общения через организацию смыслотворчества.
Порядок реализации метода
1. «Круглый стол» открывается представлением ведущих, затем определяется функция «круглого стола» - (коллективная дискуссия, обсуждение какой-либо актуальной проблемы). Объявляется тема и цель «круглого стола».
2. Ведущие представляют участников либо участники делают это сами.
3. Ведущие устанавливают законы «круглого стола», которым участники должны следовать в ходе дискуссии. Примерные законы «круглого стола»: «В дискуссии – все равны.»; «В споре рождается истина.»; «Пришел – не молчи.»; «Коротко о многом.»; «Закон поднятой руки.».
4. Ведущие формируют экспертные группы по каждому из обсуждаемых вопросов (2 студента).
5. Объявляется дискуссия по предложенным вопросам: сначала по первому, затем по второму и т.д. При обсуждении каждого вопроса ведущими предлагается каждому участнику поочередно высказать свое мнение. Участники имеют право пропустить ход (не представлять свое мнение). Экспертные группы по каждому из обсуждаемых вопросов фиксируют все неповторяющиеся мнения участников.
|
6. Поочередно экспертным группам предлагается подвести итоги дискуссии по каждому отдельному вопросу.
7. Организуется рефлексия содержания и хода дискуссии.
8. Ведущие подводят итоги «круглого стола»: делают обобщения выступлений экспертных групп; объявляют благодарность всем участникам.
Ход занятия
1. Примите активное участие в работе «круглого стола».
Вопросы для обсуждения:
1. Был ли учитель-мастер в вашей школе? Если да, то какой он?
2. В чем проявляется мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности?
3.Что нужно для того, чтобы стать учителем-мастером?
4. Надо ли в педагогических вузах учить студентов педагогической технике? Если нет – то почему? Если да, то какими методами?
2. Групповая работа.
1. Составьте коллективный портрет учителя-мастера на основе примеров из своего школьного опыта, используя ассоциации, графические символы, образы, цветовую гамму.
Например, фрукт, ягода, река, животное, погода, дерево, пора года и т.д.
Форма контроля
Составьте и запишите не менее трех вопросов, которые вы хотели бы задать учителю-мастеру.
2. Проанализируйте свои личностные профессионально значимые качества, составьте прогноз и заполните таблицу.
За что меня будут любить мои ученики | За что меня могут не любить мои ученики |
|
Выполните по желанию задание для самообразования
1.Напишите эссе «Портрет мастера» или предложите свою тему.
Обязательная литература
1. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: Выш. шк., 2004. – С.65-67.
2. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – М.: Пед. общество Росии. – 2001. – 256 с.
3. Булатова, О. С. Педагогический аристизм / О.С. Булатова. – М.: Асадема, 2001. – 240 с.
4. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – C.83-92, 108-112, 138-152.
5. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А.Петрова. – М.: Московское городское педагогическое общество. – 1998. – 222 с.
6. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога / М.И. Станкин. – М.: Моск. Психолого- социаль. ин-т: Флинта, 1998. – 363 с.
Дополнительная литература
1.
2. Гиппиус, С.В. Актерский трениниг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 377 с.
3. Кожуховская, Л.С. Арт-педагогика в высшей школе / Л.С. Кожуховская, Н.В. Масюкевич. – Минск: РИВШ, 2005. – 63 с.
Приложение 1
Педагогическое мастерство
Педагогическое мастерство — уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
Основы педагогического мастерства
Сформированное педагогическое сознание в единстве концепций В-воспитанника, Д-деятельности, Я-концепции — личностной и профессиональной (Р. Берне);
готовность к творческой деятельности:
· наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
· умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
|
· способность к самосовершенствованию и самообразованию;
· разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;
· диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;
· эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
· способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
· формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
· способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;
· умение видеть «веер вариантов»;
профессионально значимые личностные качества:
· толерантность, стремление к максимальной гибкости, эмпатия (способность к сопереживанию), внимание к потребностям воспитанников, умение придать личностную окраску преподаванию, установка на успех в формировании Я-концепции воспитанника, владение стилем неформального общения с воспитанниками, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм, способность к педагогической рефлексии, креативность;
педагогические способности:
· коммуникативные, прогностические, перцептивные, гностические, дидактические, организаторские, конструктивные, экспрессивные;
владение педагогической технологией — системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника;
владение педагогической техникой:
· умением вступать во взаимодействие, общаться, контролировать свое поведение и реакции;
· использовать мимику, жесты, пантомимику, речь;
· пользоваться предметными средствами обучения и воспитания.